reggiostudio
ПИСЬМО
Этот проект - рассуждение в нескольких, перетекающих друг в друга темах. Исследование детской коммуникации, документирования, письма, роли взрослого во взаимодействии с ребенком.

Я решил объединить это общей темой "письмо" и добавил в описание тексты французского семиолога Ролана Барта (1915-1980), который, в свою очередь, исследовал творчество американского живописца Сая Твомбли (1928-2011).

Цитаты из книги: Сай Твомбли/Ролан Барт. - М. :Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства "Гараж", 2о2о. - 72 с. : ил. ISBN 978-91103-537-2
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
В какой-то момент, мы поняли, что документирование, это не наблюдение за ребенком со стороны. Это процесс в котором взрослый находится вместе с детьми. Можно сказать, что мы обучаем детей документированию, делаем его видимым для них, показываем что наши записи, фото, видео, это не отчет, это внимательная фиксация процесса. Мы обнаруживаем важность деятельности через совместное документирование с детьми.

Ева взяла лист и стала документировать, все занятие она вела свои записи, наблюдая за происходящим. Это была игра, в которую стали включаться дети.
"Твомбли на свой манер заявляет, что суть письма - не форма и не узус , а лишь жест, который производит письмо, позволяя ему тянуться: каракули, почти пачкотня, неряшливость. Обдумаем это через следующее сравнение. Какова суть штанов(если она вообще у них есть)? Наверняка, не в нарочитой строгости линий изделия, висящего на вешалке в универмаге; скорее - в тряпичном коме, который подросток, раздеваясь, небрежно бросает на пол - от усталости, лени или безразличия. Суть предмета некоторым образом связана с его остаточностью: не обязательно с тем, что останется после использования, а просто с тем, что отбрасывается... "
КОНВЕРТ
Конверт - это контейнер для процесса. Он придает законченность работе. Дети не думают об абстрактном другом, которому они отправляют письмо. Внимание в этом возрасте направленно на себя и на процесс, на то, что внутри. Конверт оставляет работу здесь, она оказывается внутри. Конверт можно запечатать, поставить свою печать - этим жестом ребенок, как - бы скрывает, что он туда положил, для того, чтобы другой это открыл. Конверт отправляется в почтовый ящик. О том, что будет происходить дальше, должен позаботиться взрослый.
"От письма Твомбли сохраняет не результат, а жест. Пусть и можно эстетически потреблять продукт его труда (то, что называют произведением, картиной), пусть продукция Твомбли и приобщается (ей этого не избежать) к Истории и Теории Искусства, показывает она именно жест".
ПОЧТАЛЬОН
Я использую слово "взрослый" тк. слово "педагог" потеряло свое изначальное значение - "ведущий ребенка", от педагога ждут, что он поделится с ребенком чем-то взрослым.

Обучение это совместный процесс. Взрослый и ребенок находятся в общем процессе обучения. Взрослый придает форму творческому процессу. Взрослый переводит детский язык. Взрослый передает детские послания.

Взрослый становится почтальоном.
упаковать
перевести
передать
" В японском дзен-буддизме такой резкий( порой точечный) разрыв нашей причинно-следственной логики (я упрощаю) называют сатори: в результате ничтожного, даже смехотворного, нелепого, несуразного обстоятельства субъект пробуждается к радикальной отрицательности (которая не является отрицанием) . Я рассматриваю "почеркушки" Твомбли как множество маленьких сатори: письменные частицы (этакое идеальное причинное поле: ведь пишут, как принято говорить, чтобы общаться), бесполезные осколки, в которых даже не распознать букв, прерывают активное существование письма, разрывают ткань его мотиваций, в том числе и эстетических: письмо не обитает уже нигде, оно излишне. Не на этом ли крайнем пределе действительно начинается "искусство", " текст", то, что делается "ни за что"... "
БРАФАЛЬСТВО
Эмми оставила следы желтой краски на черном листе. Ее спросили - что это? Эмми сказала - это Брафальство.

Важно как отреагирует взрослый. Ему будет непонятно и он начнет задавать уточняющие вопросы? Как он будет их задавать? Не вынудит ли это ребенка оправдываться как-то за свою работу? Объяснять непонимающему взрослому, что такое Брафальство.

Но если взрослый помнит, что такое Брафальство, а это знание есть в нас. Тогда происходит единение, взрослый обнаруживает, что Брафальство сегодня проявилось так, у него нет вопроса к ребенку, у него есть желание развивать это Брафальство.

" Как уже было замечено, многие композиции напоминают детские scrawls*.Ребенок [enfant] - это infans**, тот, кто еще не говорит; но ребенок, который направляет руку Твомбли, уже пишет.... Однако в какой уже раз стереотип ( "на что это похоже") ловко выворачивается на изнанку. Произведение ребенка не бывает обдуманным: в нем напрямую сопрягаются объективные следы орудия (карандаша, товара) и id малолетнего субъекта, который силится, старается, корпит над своим листом ".

*Scrawl (англ.) - небрежно написанная записка или письмо; небрежный почерк, каракули.

** lnfans (лат.) - 1. неговорящий, немой, безмолвный;лишенный дара слова, некрасноречивый;маленький, молоденький, нежный;ребяческий, детский, младенческий; наивный. 2. дитя, младенец, ребенок (до седьмого года жизни).
ПОЧТА
Мы развернули почту межу двумя детскими садами. На протяжении месяца дети отправляли друг другу послания - письма, рисунки, видео приветы, важные объекты в конвертах, просьбы и пожелания. Для нас это стало способом коммуникации, в которой определились свои роли. Ребенок -отправитель - адресат. Взрослый - упаковщик - перевозчик - ретранслятор.

Метафора почты показывает пути коммуникации, но передаваемый контент навсегда останется в тайне личной переписки. Документирование показывает лишь форму, которую нужно заполнить своим содержанием.
"Английский психоаналитик Д. В. Винникотт показал, что сводить игру ребенка к чисто игровой деятельности ошибочно; в подтверждение он напомнил об оппозиции game ( игра по строгим правилам) и play (игра произвольная) . Твомбли, разумеется, играет на стороне play, a не game. Но это еще не все. На втором этапе своего рассуждения Винникотт переходит от все еще жесткого play к playing: реальность ребенка - и художника - это процесс манипуляции, а не произведенный результат ( Винникотт систематически подменяет концепты соответствующими вербальными формами : fantasying, dreaming, living, holding и т. д.) ".
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
Так что же такое документирование? Чем документирование Евы отличается от моего?
Ничем. Документирование это процесс. Взрослого в этом процессе отличает лишь то, что перед ним стоит задача репрезентации(тогда появляется документация), детям это не нужно. Фиксируя безотносительные состояния детства, взрослый обучается манипулировать реальностью с интересом. И, наверное, если у детей это происходит естественным образом, то для взрослого это навык, который необходимо развивать и сопровождающим в эти состояния на этот раз оказывается ребенок.
REGGIOSTUDIO
Проект вели : Максим Cубота, Елена Андерсон. Октябрь 2о2о
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website